Мировой кинематограф должен знать про башкир

25 марта 2022

 

В рамках  форума  «Арт- курултай» состоялся мастер класс «Кино между Европой и Азией», организованный киностудией «Башкортостан» имени Амира Абдразакова при поддержке Министерства культуры РБ. Спикером  выступила известный режиссер российских сериалов и фильмов уроженка Уфы — Флюза Фархшатова. В мастер- классе приняли участие  режиссеры, актеры и студенты анимационного класса Уфимского училища искусств.

Флюза Фархшатова родилась в известной уфимской семье. Мама основательница детского телеканала «Тамыр» Луиза Азаматовна, отец — профессор  Башкирского аграрного университета Марс Нуруллович. Карьера режиссера началась  с короткометражных  фильмов.  Сегодня на счету  у Флюзы Марсовны  15 проектов, среди которых продолжение знаменитого комедийного фильма «Чего хотят мужчины?», «Чего хотят женщины?», «Сердцеедки», «Атлантида» и другие картины. Флюза Фархшатова окончив, Уфимское училище искусств,  а затем ВГИК, давно живет в Москве. Однако, с годами все больше ощущает причастность к родной земле и, как следствие,  желание помочь. Кстати, училище искусств оказало огромное влияние на  мировоззрение режиссера, воспитало вкус к творчеству.

—  Сегодня киноиндустрия вышла далеко за пределы только культурного, досугового и воспитательного значения. Это уже крупный бизнес. Я давно нахожусь в этом бизнесе. Но зная традиции, богатства своего народа в глубине души  испытываю ностальгию. Десять лет тому назад я не верила, что придет время регионального кино. Сейчас думаю, что есть реальный шанс. Сегодня можно и нужно снимать региональное кино: обогатить мир частичкой своего народа, языка  и культуры. В этом случае всегда приводят в пример Саха- Якутию. Даже московские продюсеры гоняются за якутскими режиссерами. В чем феномен якутского кино? Они не боятся говорить о таких серьезных  социальных проблемах, как  алкоголизм, исчезновение языка,  народных корней. Я всегда верю, что в кино  правда и честность срабатывают. Если помните, в начале нулевых стали популярны мексиканские сериалы. Именно национальные режиссеры вышли из этих фильмов. Они сняли кино с захватывающими сюжетами про мексиканские семьи, про традиции, культуру своего народа. Несмотря ни на что они то –и  сохранили свое кино.

По мнению Флюзы Фархшатовой, у каждого большого режиссера есть своя  тема. Но  самобытные национальные фильмы тоже должны сниматься.

— Мы должны понимать, что уникальны, таких больше нет. Мы тоже обогащаем мир, который никогда не видел эту культуру. Например, почему Каннский фестиваль не должен видеть фильмы на башкирском языке? Мировой кинематограф должен знать про башкир, про культуру этого народа. Может не знает пока зачем,  но должен знать.

По поводу того собирается ли Флюза Фархшатова снимать фильмы в родной республике, режиссер поделилась со своими  планами.

— Я раскрою секрет одного проекта. Мы намерены снимать восьми серийный фильм в Сибае. На это подтолкнули последние события в городе. Эта картина будет очень похожа на фильм «Твин Пикс». В целом мне интересен архаичный провинциальный человек — правдивый, честный, даже где- то глупый. Но, к сожалению, в последнее время ничего хорошего не читала про провинциального человека. Потому что нет интересных сценариев. Обычно наша провинция в кино — это гнилая российская действительность, от которой хочется схватиться за голову. Я выросла в деревне, у бабушки с дедушкой, знаю, о чем говорю.

На вопрос можно ли снимать фильмы на исконно башкирские темы (к  примеру, по легенде «Семь девушек»), режиссер ответила, что эти темы должны быть трансформированы и актуализированы. Иначе зрителю трудно будет понять фильм. Для начинающих известный кинорежиссер посоветовала как можно больше читать. А снимать начинать с самых простых сюжетов, не надо боятся воплощения простой истории. Как не боялся  делать  Василий Шукшин….