Есть такая профессия – делать мультфильмы

7 ноября 2021

Заслуженный работник культуры РБ, известный российский и башкирский мультипликатор Рим Шарафутдинов более 30 лет работает в киностудии “Башкортостан”. Известен, как автор многих  национальных анимационных фильмов в республике и за ее пределами. Этот год был успешным для аниматора. В городе Туркестан (Казахстан) на международном фестивале AMEN фильм Рима Шарафутдинова “Золотой дворец” признан лучшей режиссерской работой. Сегодня мы побывали в мастерской мультипликатора.

— Рим Амирович, что значит быть мультипликатором: хорошо рисовать, любить мультфильмы? Для того, чтобы стать им, нужно ли специальное образование?

— У начинающего аниматора навыки умения рисовать должны быть. Всему этому учат в  профильных образовательных учреждениях. Раньше, для этого целенаправленно ехали в Москву, в Санкт – Петербург, теперь открывают специальные курсы у нас, в республике. По художественному профилю можно учиться в БГПУ имени М. Акмуллы,  в Уфимском училище искусств. В одном их них планировалось открытие курса анимации. Единственное, в республике нет большого производства, поэтому молодым специалистам найти работу  проблематично.

— Наше поколение, например, выросло на добрых  мультфильмах и  фильмах-сказках. Как вы считаете, насколько полезны современному  обществу мультипликационные фильмы?

— Мультфильмы всегда были востребованными,  вызывали интерес. Сейчас даже в финансовом плане они очень востребованы. Детских каналов  множество, каждый день снимают новые  анимационные сериалы. Для таких работ кадры нужны, не хватает рук: мультипликаторов, режиссеров. Это конечно там, где есть мощные возможности для производства мультсериалов. Каналы ведь для чего то открывают, значит  мультфильмы тоже нужны.

 

— А как создаются мультфильмы?

— Сначала придумываются тема, история, сюжет. Потом пишется литературный сценарий. Затем начинается работа с художником — постановщиком. Он придумывает весь визуальный ряд, рисует персонажи, фоны. Принимает всю эту работу худсовет киностудии. Идет некий подготовительный период. Самый долгий отрезок работы — это само производство анимации. Сложно делать рисованную мультипликацию, самая трудоемкая работа. Каждый кадр — это отдельный рисунок.

— Что для вас важно, характер или внешность мультипликационных героев?

— Мне важна история. Как не крути, все упирается в сценарий. С хорошим сценарием плохой фильм можно снимать, а вот с плохим сценарием хороший фильм не получится. У каждого свой подход. Индивидуальность режиссера также имеет значение, потому что корневые решения принимает именно он.

— Как появилась национальная анимация?

— Живем в национальной республике, работаем в киностудии “Башкортостан”. Главная задача — развивать национальные фильмы, мультфильмы и создавать картины о республике, о его людях и для них. Много фильмов основано на   народном творчестве, богатом национальном фольклоре, вековых традициях, народных сказках. За то время, пока я создавал мультфильмы, немало перечитал народных эпосов, легенд, сказок. Это кладезь, богатое наследие, передающиеся от поколения в поколения.

— Что для вас российская, башкирская  анимация?

— Много снимают хороших мультфильмов, которых мы не увидим, если только в интернете. Для  авторских работ существуют площадки – это  фестивали, социальные сети, ютуб-каналы. Есть сериалы, их закупают  детские каналы. Например в “Каруселе”, на других каналах можно посмотреть. Сегодня технология шагнула вперед. Для полнометражных анимационных фильмов нужен серъезный подход. Второсортной продукцией зрителя не обманешь. Надо снимать мультфильмы и для взрослых, и для детей. Киностудия ”Башкортостан” — единственное учреждение, которая снимает национальную анимацию.  В архиве киностудии десятка полтора фильмов основанных на башкирских сказках, фольклоре.  Есть очень удачные, менее удачные фильмы.  Мультфильмы, которые были сделаны по башкирским сказкам, показывали  в некоторых школах.

— У вас в детстве был любимый мультфильм?

— “Ну погоди!”. Не скажу, что он любим всеми одинаково, некоторым “Крокодил Гена и Чебурашка”  нравится.  50 лет прошло с момента создания этого мультфильма, вроде деньги есть, технология получше, но феномен “Ну, погоди!” никто еще не повторил. По зрительскому опросу этот мультфильм до сих пор занимает первое место. Потому что сделан очень талантливо. Не устаревает, хотя киноязык там другой. Сегодня это было бы дорогой анимацией, поэтому и не берутся. Сейчас мультфильмы выпускаются конвейерным способом.

— Любимый мультфильм ваших  детей?

—        Любили сериальные мультфильмы. На детей влияет время, школьное, молодежное окружение, модные тренды. От этого формируется  вкус к тем или иным вещам, фильмам, музыке, в целом искусству.

— Тогда для кого и для чего вы работаете?

— К сожалению у нас нет  прямого выхода к зрителю. Есть только фестивали, ютуб-каналы, куда мы можем  предлагать либо  размещать свои работы. Если эти фильмы оценит компетентное жюри или найдет отклик в интернете — это удача. Например, мои  фильмы ”Волшебная история”, “Алдар  и серый волк” нашли своего зрителя в интернете. Мультфильмы раскрутились на другом канале, за пределами республики. Даже национальный колорит не помешал.  Для социальных сетей маленькие, остроумные мультфильмы нужно создавать. Тогда можно вызвать интерес аудитории. Я делаю фильмы, которые мне интересны.

— Рим Амирович, где можно посмотреть ваши фильмы?

— В основном, в интернете. Это официальный сайт киностудии “Башкортостан”, на ютуб-канале  и в портале “Культурный мир Башкортостана” все эти мультфильмы можно найти.

— Спасибо, творческих успехов!!!

Гульнур Ишбулатова